Диск БИ, что это такое?
Источник: world-jewellery.livejournal.com
Диск БИ считался символом небес, ассоциировался с силой и талантами, которыми хотел бы обладать его владелец и в целом обозначал благоволение небес.
Дорогой предмет искусства, поэтому мог принадлежать только богатому человеку из высших социальных слоев общества.
В период Чжоу (и в другие) диски БИ имели очень большое значение — побежденный правитель передавал победителю свой диск в знак подчинения, возможно из-за этого и вышли сложности с потерявшейся императорской печатью.
При захоронении диск БИ клали на тело умершего, на грудь или живот. Возможно, это символизировало связь человека с небесами. Однако существовал второй артефакт, ЦУН — символ земли, парный диску БИ. О нем ниже.
Диск БИ, середина 3 тысячелетия до н.э., нефрит, Музей Метрополитен
Культура Хуньшань относится к неолиту, 5-3 тыс.до н.э., распространена в Монголии и в китайских провинциях Ляонин и Хабэй. Получила название от археологического объекта в Хуньшаньхоу, открытого Тории Рюдзо, японским археологом.
Предполагается, что культура была основана носителями алтайских языков. Древнейшие изделия из нефрита, в том числе амулеты драконы, а также медные кольца, найдены в погребениях Синлунвы.
Диск из пестрого нефрита, конец 3 — начало 2 тысячелетия
Уникальный ритуальный комплекс этой культуры найден в провинции Ляонин — храм построен под землей на глубине одного метра из каменных плит. Глаза у глиняных женских идолов, превышающих человеческий рост, были инкрустированы нефритом.
В захоронениях находят нефритовые или жадеитовые украшения. Часто в погребениях находят также пары свиней. В ранний период хоронили под полом жилищ.
Би, кон 3 — нач.2 тыс. до н.э,, Музей Метрополитен
Колыбелью китайской цивилизации считается среднее течение реки Хуанхэ, где сформировалась первая династия Ся. Культура Хуньшан возникла почти на 2 с половиной тысячелетия раньше, тем не менее, она считалась небольшой удаленной культурой.
Сейчас установлено, что климат в этой области был пригодным для жизни и постепенно подвергся засухе, что могло побудить ее жителей перемещаться в традиционные исторические области формирования китайской цивилизации.
БИ, нефрит, 2-3 вв до н.э., Музей Метрополитен
Самый знаменитый из нефритовых дисков — Хэ Ши Би, что буквально означает нефритовый диск Хэ. Сохранилась легенда о Бянь Хэ, нашедшем нефрит в царстве Чу и показавшем его князю Сюн Шуню. Однако князь ценности камня не понял и приказал отрубить Бянь Хэнь ногу.
История повторилась и со следующим князем — Сюн Туну, приказавшем отрубить бедняге вторую ногу. Только при третьем князе Вэнь-Ван (только мне померещился здесь третий сын Иван-дурак?) из очень редкого белого нефрита ыл сделан диск в честь Бянь Хэ — Хэ Ши Би, то есть «нефритовый диск Хэ».
В 221 году до н.э. князь царства Цинь завоевал 6 Сражающихся царств, основал династию Цинь, так диск попал в руки князя Шихуанди и его переделали в Императорскую печать Китая.
Главный советник Ли Сы придумал, а мастер Сунь Шоу написал на ней: «По мандату небес пусть император живет долго и счастливо». Приключения диска в виде печати продолжались еще долго, но в конце концов спустя полторы тысячи лет печать исчезла.
1500 гг до н.э.
Нефритовый диск би династии Чжоу
Диск би с масками, династия Чжоу
Диск (би), Восточная династия Чжоу, период Воюющих царств, 4-3 в до н.э., нефрит, резной ажурный тигр-дракон, 11 см. Музей изобразительных искусств, Бостон
Редкий китайский диск Восточной династии Чжоу из нефрита с бронзовой розеткой, 16-10 вв до н.э.
Цун из Музея Метрополитен, около 2400 г до н.э., самая сложная форма из неолитических нефритов — цилиндрическая трубка, заключенная в квадратную призму, слегка сужается сверху вниз. Украшена простыми масками с круглыми глазами.
Если БИ символизировал небеса, то парный ему артефакт, символ земли, назывался ЦУН. Это квадратные коробочки разных пропорций с полой цилиндрической вставкой, для которых БИ служил как бы крышкой.
Эти сосуды и крышки использовали жрецы-шаманы во время ритуалов. Однако в полной мере смысл и ритуальная функция предмета остаются неразгаданными. В захоронениях иногда находят множество таких артефактов вокруг мертвых.
Интересно, что в разрезе они выглядят как круг, вписанный в квадрат, такой геометрический символ в Китае означал единение Неба и Земли.
В виде цунов исполнялись и многие другие категории изделий — украшения (кулоны, бусины), музыкальные инструменты (свирели) и шилоподобные жезлы, что лишний раз подтверждает высочайшую степень их авторитета в юго-восточных общностях.
И все же особый интерес исследователей к этим изделиям обусловлен не только и не столько их предполагаемой культурной значимостью и художественными достоинствами: совместно с дисками-би, жезлами-гуй и амулетами-хуан они составляют четыре категории изделий, входящих в древнейший для Китая набор царских регалий.
О таком наборе, называемом «шесть нефритов» (лю юй), постоянно упоминается в древних (V—III вв. до н. э.) книгах, где говорится, что он был изобретен царями-основателями национальной государственности и сохранялся в качестве такового при последующих правящих домах. Литературные описания кубков-цун, дисков-би и амулетов-здан почти полностью совпадают с внешним видом лянчжуских артефактов. Жезл гуй дополнился верхней частью в форме равнобедренного треугольника.
Еще двумя категориями изделий из «шести нефритов» являются жезл-чжан — табличка в форме половины жезла-гуй, и амулет подвеска-ху — пластина в виде силуэтного изображения профильной фигуры лежащего тигра.
По сообщениям письменных источников, «шесть нефритов» имели космологическую символику и обязательно использовались при проведении главных в древнекитайском обществе государственных обрядовых акций.
Диски и кубки мыслились воплощением соответственно Неба и Земли как сакральных сущностей и применялись в жертвоприношениях им. Жезлы гуй и чжан символизировали соответственно восток и весну, юг и лето, амулеты ху и хуан — запад и осень, север и зиму и применялись в сезонных жертвоприношениях.
Стоит добавить, что в культуре Хуньшань были не только диски с отверстиями, но и различные фигурки, в том числе свинорылые драконы, птицы, цикады и т.д.
Амулет, культура Хуньшань, а ниже еще несколько амулетов из той же культуры:
Два последние украшения — нефритовые диски из Метрополитен-музея, относится к периоду 2000-1500 гг до н.э.
Не удержаться от сравнения — украшения из нефрита, Гватемала, инки, Музей Метрополитен, что интересно — 8 лепестков) тоже особенное предпочтение отдается нефриту, тоже сельско-хозяйственная культура
А это дама из Эквадора, тоже Метрополитен
Круг в квадрате — искала китайский, а попался из Перу)) углы — грудь) На этом пора пока поставить точку) получилась история про диски в контексте культуры Хуньшань, развитие традиции и параллели — все по-существу))
*