• Home

Александр Попов — Тайны египетских пирамид (главы книги)

*

Пирамидная культура

 

Тайны внутри пирамид

Известный современный ученый, профессор Роберт Баллард выдвинул гипотезу, что пирамиды Гизы были возведены над протяженными подземными катакомбами, в которых существовали просторные подземные залы для жрецов, а также хранилища древних папирусов. Именно из этих катакомб, считает Баллард, добывалась часть известняка для строительства надземных сооружений Гизы.

Не секрет, что многие пирамиды скрывают потайные лазы и кельи для жрецов, которые могли войти в пирамиду снизу и по секретным коридорам оказаться на самой вершине. Говард Виз, например, исследуя Ломаную пирамиду Дахшура, обратил внимание на то, что, когда рабочие расчищали тоннели и страдали от страшной жары и духоты, внезапно подул сильный холодный сквозняк, который не только принес прохладу, но почти потушил лампы. Сквозняк продолжался около двух дней, но потом прекратился так же внезапно, как и начался.

Когда уже в наше время проводились работы у одной из незначительных, практически разрушенных пирамид, начался сильный ливень. Он целиком заполнил водой расположенный рядом котлован. Внезапно, на глазах археологов, вода в котловане начала опускаться, и ее объем уменьшился почти на треть. Было высказано предположение, что она могла уйти в находящиеся здесь подземные покои, но поиски так ничего и не дали.

О существовании катакомб под пирамидами упоминали еще древние историки.

Греческий философ Крантор (IV век до н. э.) писал, что в одном из египетских храмов существовали колонны, на которых были высечены схемы подземных путей сообщения между пирамидами. Римский историк IV века н. э. Аммиан Марцеллин утверждал, что существует подземный склеп, из которого есть ход, ведущий во внутренние помещения Великой пирамиды: «Письмена, как указывали древние, были вырезаны на стенах некоторых подземных галерей и переходов, сооруженных глубоко во мраке под землей для того, чтобы сохранить мудрость древних от кровавого потопа».

Арабский писатель по имени Алтелемсани в своей рукописи, хранящейся ныне в Британском музее, говорит о существовании длинного, широкого подземного перехода между Великой пирамидой и Нилом со странным устройством, перекрывавшим вход со стороны реки.

Он рассказывает, в частности, такой интересный эпизод: «В дни Ахмеда Бен Тулоуна группа людей вошла в Великую пирамиду через тоннель и нашла в боковой камере стеклянный кубок редкой окраски и фактуры. Когда они уходили, то одного недосчитались, и, когда пошли на поиски, он вдруг вышел к ним голый и сказал, смеясь: „Не ходите за мной и не ищите меня“, – и быстро скрылся в пирамиде. Его друзья поняли, что он находился во власти каких-то чар».

Услышав о странном происшествии под пирамидой, Ахмед Бен Тулоун выразил желание увидеть стеклянный кубок. Во время осмотра кубок наполнили водой и взвесили. Затем вода была вылита, а кубок взвешен еще раз, и «обнаружилось, что он весил одинаково и пустой, и наполненный водой». Если такой эксперимент действительно был, то этот недостаток в весе косвенно подтверждает существование продвинутых научных знаний в Гизе.

Археолог Эгертон Сайке свою уверенность в существовании подземной Гизы подкреплял цитатой из древнего арабского источника, где говорится, что строители пирамиды сделали «несколько дверей, встроенных над каменными подвалами, содержавшими потайной камень, поворачивавшийся на петлях».

Американский исследователь Питер Колосимо также неоднократно говорил, что имеет основание думать, что под Саккарой, Абидесом и Хелуаном находится намного больше гробниц и могил ранних династий, чем обнаружено на поверхности земли. Он приводил легенды, повествующие о потайных дверях, открываемых при помощи «сверхъестественной» силы, такой, например, как «особый высокий голос».

Известный арабский ученый Масуди в Х веке писал, что существуют механические статуи, которые «с удивительными способностями охраняли подземные галереи под Великой пирамидой». Масуди утверждал, что эти статуи, говоря современным языком, запрограммированы на строжайший контроль и уничтожают всех, «кроме тех, кто своим поведением достоин быть допущенным».

Также, по словам Масуди, «записанные формулы Высшей Мудрости и основы различных искусств и наук были тщательно укрыты и оберегаемы, с тем чтобы они в письменном виде служили на благо тех, кто впоследствии сможет их постигнуть».

Все это Масуди якобы видел собственными глазами: «Я увидел такое, что невозможно описать, не побоявшись, что вас сочтут ненормальным… И все-таки я это видел».

Нет причин пренебрегать свидетельством этого почтенного ученого. Заметим, что и в рассказе Масуди, и в рассказе о чудесном кубке говорится, что еще тысячу лет назад люди могли заходить в подземные коридоры: в рассказе о кубке очевидцев удивляет сам кубок, но не то, что они проникли в подземелье.

Другой автор Х века, Мутерди, оставил сообщение о странном инциденте в узком подземном коридоре под Гизой, где группа проникших туда людей была перепугана зрелищем гибели одного из них, раздавленного каменной дверью: она неожиданно, словно сама по себе, выскользнула прямо из прохода и перекрыла перед ними коридор.

Уже современный исследователь Ахмед Фахри, работавший в Великой пирамиде в 50-х годах минувшего века, слышал какие-то таинственные шумы, которые навели его на мысль, что где-то внутри пирамиды или под ней могут располагаться потайные тоннели. Впрочем, подобные шумы слышали очень многие, и большинство сходится на том, что исходят они откуда-то из-под земли.

Известный археолог Джон Киннаман в 1961 году, незадолго до смерти, рассказал, что в 1924 году он побывал в неизвестном ранее тоннеле под пирамидой Хуфу. Вход он обнаружил совершенно случайно, проходя по каким-то делам вместе с египтологом сэром Флиндерсом Питри. Киннаман говорил, что тоннель заканчивался помещением, заполненным многочисленными механизмами неизвестного назначения.

Другое свидетельство о существовании таинственных подземелий в Гизе связано с не менее известным человеком – сыном короля Египта принцем Фаруком. В 1945 году он бродил около пирамид и случайно нажал на какую-то плиту у основания Сфинкса.

Сработал некий скрытый механизм, и открылся вход в тоннель, который вывел принца вниз, к нескольким большим комнатам, где стояли… роботы. Августейшая особа не была замечена в фантазиях ни до, ни после этого случая, но, поскольку принц отказался показывать европейским ученым, где находится таинственный вход, к его сенсационному свидетельству в научной среде отнеслись скептически.

Несколько раньше, в 1935 году, между Сфинксом и пирамидой Хафры, в 250 метрах от основания пирамиды Хуфу, была обнаружена таинственная заполненная водой шахта. Тут же поползли слухи, что она соединяет Великую пирамиду и Сфинкса.

Египтолог Захи Хавасс, откачав воду и расчистив первый уровень шахты, расположенный на глубине 9 метров, нашел вход во второй уровень помещений, находящихся на глубине 15 метров. Там оказались шесть высеченных в скале камер, в двух находились большие гранитные саркофаги. Также были найдены остатки кости, дерева и керамики, датированной приблизительно временем Двадцать шестой династии.

Был обнаружен и третий уровень, на глубине 25 метров, целиком заполненный водой. В глубине видны были остатки четырех столбов с огромным саркофагом между ними.

Напомним, что о подобном помещении говорит в своей «Истории» Геродот: он сообщает, что Хеопс был захоронен в большом саркофаге на острове, окруженном водой, неподалеку от Великой пирамиды. Геродот, естественно, сам в шахту не спускался, он лишь пересказывал то, что услышал от местных жителей.

Когда вода была откачана, на третьем уровне был найден кенотаф – символическая гробница бога Осириса, погребенного в саркофаге в своем дворце, который символически изображают четыре столба.

Находку датируют периодом Нового царства (ок. 1550–1070 годов до н. э.), но около 600 года до н. э. в западной стене Осирийона был вырублен тоннель шириной 5 метров. Куда он был должен вести, так и остается неизвестным.

Доктор Селим Хассан, который исследовал это помещение, писал: «В процессе расчистки южной части подземного пути была найдена очень красивая голова статуи, с чрезвычайно выразительными чертами лица».

Статуя представляла собой превосходный скульптурный бюст королевы Нефертити и была названа «прекрасным образцом этого редкого вида искусства, открытого в эпоху правления Аменхотепа». О сегодняшнем местонахождении этого шедевра нет никаких сведений.

Также Селим Хассан указывал, что его группой было обнаружено особое помещение, которое они назвали Зал Подношений, высеченное в огромной скале обнаженной породы, между Гробницей Кэмпбелла и Великой пирамидой. В центре его находились три стоящие треугольником богато декорированные колонны. Это оказалось самой знаковой находкой во всем исследовании, так как об их существовании упоминается в Библии.

Кажется, что Ездра, избранный для написания Торы (около 397 года до н. э.), знал схему расположения подземных ходов и убежищ Гизы. Историк Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» (I век н. э.) писал, что Енох, во славу Завета, построил подземный храм, состоявший из девяти помещений.

В глубоком склепе внутри одной из комнат с тремя вертикальными колоннами он положил треугольную золотую скрижаль с начертанным на ней истинным именем Божества. Описание построек Еноха было идентично описанию Зала Подношений.

Последнее же открытие было сделано уже в нашем веке. Изучая одну из гробниц в Гизе, кто-то из ученых облокотился на стену, и камни обвалились. Стало ясно, что из гробницы идет тоннель. Была организована экспедиция, и выяснилось, что найдена целая разветвленная сеть тоннелей, но они находятся в очень плохом состоянии, и многие ходы завалены.

Ученые считают, что эта система могла бы позволить путешествовать под всем плато Гизы, и в настоящее время группа местных и зарубежных археологов работает над составлением карты подземных ходов под пирамидами. Исследования проводятся как наземные, так и с воздуха, с помощью аэрофотосъемки.

Руководство Египта хотело еще в 2005 году открыть часть отреставрированных тоннелей для экскурсий, но работы затягиваются. Будем надеяться, что подземная Гиза не только будет открыта для осмотра, пусть хотя бы частично, уже в недалеком будущем, но и подарит нам немало сюрпризов.

Несколько групп исследователей проводят также раскопки уникального храма, который, по уверениям египетских властей, затмит известный храм в Луксоре. Ученые полагают, что под землей находятся остатки громадного, неизвестного комплекса дворцов и храмов, большая часть из которых уже изначально строилась как подземные сооружения.

Основная проблема – в том, что на территориях, где находятся эти уникальные объекты, уже построены дома, проложены дороги и коммуникации. Значит, правительству предстоит большая работа…

Не отрицают наличия подземной Гизы сегодня даже египтологи-традиционалисты. Правда, по поводу назначения этих пока еще не открытых построек мнения археологов официальных и альтернативных расходятся весьма сильно.

Известный австралийский исследователь Тони Бушби, автор нескольких скандальных книг, считает, что под землей собрано все, что уцелело от Всемирного потопа, – все высокие достижения предыдущей населявшей землю цивилизации.

В одной из частных библиотек Бушби обнаружил неизвестные древние рукописи, в которых весьма подробно описывается «система подземных жилых помещений», построенных «настоящими создателями Мемфиса». Кого манускрипт называет настоящими создателями, неизвестно, но в нем довольно подробно описываются подземные помещения, что находятся под Сфинксом и пирамидами.

Бушби провел ряд сейсмологических исследований, и те показали, что район Гизы пронизан весьма большим количеством подземных тоннелей, действительно напоминающих сеть.

Как утверждает исследователь, у него есть несколько идей относительно того, где можно начать «копать наверняка», но правительство Египта так пока и не дало ему разрешения на начало работ.

Когда слышишь о подземных городах, которые, по уверению некоторых специалистов, имеют от трех до десяти «этажей», сразу возникают два вопроса: каким образом это все вентилировалось (представьте, какой объем воздуха должен поступать на десять этажей, чтобы находящиеся там люди чувствовали себя сносно) и каким образом это освещалось (ведь огонь уничтожает кислород).

Впрочем, со вторым вопросом проблем, кажется, не было. Мы уже говорили о вероятности знания древними египтянами электричества. Так вот, Бушби тоже считает, что подземный город освещался именно электричеством. Вот что пишет он в своей книге:

«Несмотря на удивительные открытия, бесспорной истиной остается абсолютное незнание ранней египетской истории; это территория, не обозначенная на картах. Поэтому невозможно сказать точно, сколько миль подземных ходов и убежищ было освещено;

только одно можно утверждать точно: поскольку древние не обладали способностью видеть в темноте, огромные подземные территории каким-то образом освещались.

Когда речь заходила об интерьерах Великой пирамиды, египтологи соглашались, что факелы для этой цели не использовались, так как на потолках не было копоти от их пламени.

Из тех же источников, из которых известно о подземных переходах под плато пирамид, можно заключить, что там есть, по крайней мере, три мили коридоров, имеющих от 10 до 12 подземных уровней (этажей).

В Книге мертвых и в Текстах пирамид содержатся ясные упоминания о «Творцах Света», и эти необыкновенные описания вполне могли относиться к касте, отвечавшей за освещение подземных территорий как части общего комплекса.

Ямвлих (античный философ-неоплатоник) оставил запись об удивительном отчете, найденном на одном из самых древних египетских папирусов, хранившемся в одной из мечетей Каира. Он являлся частью рассказа неизвестного автора (примерно 100 год до н. э.) о группе людей, получивших разрешение спуститься в подземные помещения в исследовательских целях. Они оставили описание своей экспедиции:

„Мы подошли к помещению. Когда мы вошли, освещение зажглось само: свет исходил от тонкой трубки высотой с человеческую кисть, стоявшей вертикально в углу. Когда мы приблизились к трубке, она засветилась ярче… рабы испугались и побежали в ту сторону, откуда мы пришли! Когда я прикоснулся к ней, свечение прекратилось. Что бы мы ни делали, она так больше и не загорелась. В одних помещениях трубки давали свет, в других – нет. Мы разбили одну трубку, и из нее закапали бусинки серебристой жидкости, которые быстро перекатывались по полу, пока не исчезали в трещинах.

Через некоторое время осветительные трубки стали гаснуть, и жрецы собрали их и сложили в специально построенном для этого подземном хранилище в юговосточной части плато. Они были убеждены, что осветительные трубки создал их любимый Имхотеп, который однажды вернется и снова зажжет в них свет“».

Но, скорее всего, древние египтяне использовали не только электричество, но и некие светильники, которые непонятным образом могли гореть весьма долгое время. Вот еще одна цитата из книги Бушби:

«Среди ранних египтян было обычной практикой оставлять зажженные лампады в местах погребения в качестве приношения своему Богу или средства для нахождения умершим пути в „мир иной“. Среди захоронений в Мемфисе (и в храмах брахманов в Индии) в запечатанных гробницах и склепах находили горящие светильники, но резкое поступление воздуха или гасило их, или приводило к испарению топлива.

Впоследствии греки и римляне последовали этому обычаю, и такая традиция утвердилась: необязательно настоящие горящие лампады, а миниатюрные терракотовые копии захоранивались вместе с мертвыми. Несколько светильников запечатывалось в круглых гробницах в качестве оберега, и упоминаются случаи, когда древнее масло идеально сохранялось в них более 2000 лет.

Существует достаточное количество показаний очевидцев о том, что светильники горели во время замуровывания могил, и в дальнейшем свидетели уверяли, что они по-прежнему горели сотни лет спустя при вскрытии гробниц.

Возможность изготовления топлива, способного самообновляться по мере необходимости, была темой известных расхождений во мнениях среди средневековых авторов, и сохранились многочисленные документы, передающие суть этих споров.

Имея на руках документальные свидетельства и принимая их во внимание, вполне можно допустить, что древнеегипетские жрецы-алхимики конструировали светильники, которые горели если и ограниченное, то все-таки очень продолжительное время.

Бесчисленные авторитеты писали на тему вечных светильников: У. Уинн Уескотт насчитал более 150 авторов, затрагивавших эту тему, Е. П. Блаватская – 173. Хотя выводы, к которым пришли различные авторы, довольно разнообразны, большинство из них признавало существование феноменальных светильников.

Из них лишь некоторые безоговорочно настаивали, что они могут гореть вечно, большинство же готово было допустить, что светильники способны гореть несколько веков подряд без замены топлива.

Сходились на мнении, что фитили для этих вечных ламп изготавливались из шнурового или плетеного асбеста, который ранние алхимики называли „шерстью саламандры“. Считалось, что топливом служил один из продуктов алхимических изысканий, изготовлявшийся, вероятно, в одном из храмов горного Синая.

Сохранилось несколько формул для изготовления топлива для светильников, а в фундаментальном труде Е. П. Блаватской „Разоблаченная Исида“ автор перепечатывает из более ранних источников две сложные формулы топлива, которое, „изготовленное и зажженное, будет гореть постоянным пламенем, и этот светильник можно ставить куда вам вздумается“.

Некоторые верят, что вечные светильники в храмах – не более чем хитроумные механические приспособления, и выдвигают довольно забавные разгадки.

В Египте, где имеются богатые подземные запасы асфальта и нефти, жрецы могли соединять асбестовые фитили одного или нескольких светильников с тайными трубами, ведущими к нефтяному месторождению, – есть и такое мнение.

Другие считали, что вера в то, что светильники могут гореть неограниченное количество времени в гробницах, стала результатом того факта, что в некоторых случаях чадящий дым выводился наружу через вновь открывавшиеся могильники.

Группы людей, побывавшие там позднее и обнаружившие разбитые и разбросанные на полу светильники, считали, что они являлись источником копоти. Существовало несколько хорошо задокументированных рассказов о находках негаснущих светильников не только в Египте, но и в других частях света.

Де Монфокон де Виллар оставил следующее превосходное свидетельство вскрытия гробницы основателя Ордена розенкрейцеров Христиана Розенкрейца. Когда Братство вошло в гробницу через 120 лет после его смерти, они обнаружили ярко сияющую вечную лампаду, свисавшую с потолка.

„Там была закованная в латы статуя, которая уничтожила источник света, когда камеру открыли“. Это странным образом совпадает с рассказами арабских историков о механических стражах галерей под Великой пирамидой.

В сообщении XVII века приводится другой рассказ о роботе. В Центральной Англии была обнаружена необычная могила с механическим манекеном, который приводился в движение, когда незваный пришелец наступал на определенные камни в полу гробницы.

Это было во время расцвета популярности Ордена розенкрейцеров, поэтому решили, что захоронение принадлежит одному из адептов Ордена. Селялин, нашедший могилу, вошел и обнаружил, что внутри она ярко освещена лампадой, свисавшей с потолка.

Пока он шел в сторону света, его вес давил на камни пола, и вдруг сидящая фигура в тяжелых доспехах пришла в движение. Механизм поднял ее во весь рост, и она ударила лампаду железным жезлом, разбив ее, и тем самым эффективно лишила доступа к секретной субстанции, которая поддерживала пламя в лампаде.

Осталось неизвестно, сколько времени горела лампа, но в сообщении говорилось, что это продолжалось в течение длительного времени».

Но вернемся все-таки к электрическому освещению в Древнем Египте.

В XVII веке Сирано де Бержерак, прототип известного литературного героя, в книге «Путешествие на Солнце» писал о необычных физических понятиях древности, в том числе и об электричестве: «Представьте себе, что в древности люди хорошо знали о маленьких двух солнцах, как их использовать.

Их называли горящими лампами, которые использовались лишь только в великолепных усыпальницах великих людей».

Сирано сообщал, что электричество вырабатывается борьбой тепла и холода («огненного зверя леса» и «ледяного зверя»). В конце битвы, сопровождающейся ударами грома, у «огненного зверя» зажигаются глаза, которые питаются светом этой битвы. То, что триста лет казалось красивой сказкой, для современного человека всего лишь описание электрических реакций, хотя и немного романтизированное.

Французский исследователь Эме Мишель сообщает, что в книге тайного общества розенкрейцеров «Фама фратернитате розекруцес», опубликованной в 1814 году, есть интересное описание.

В книге пишется, что, когда была открыта могила Христиана Розенкрейца, легендарного основателя общества, членом которого был и Сирано де Бержерак, там горели лампы вечного света, то есть лампы, не требовавшие расхода горючего и внешнего источника энергии.

Сирано так высказывался по этому поводу: «Наши современники видели их (эти лампы) горящими на этих знаменитых могилах. Но их невежественное любопытство повлекло за собой уничтожение этих ламп (они их разбили), думая найти внутри их баллонов (резервуаров) тот огонь, который давал свет».

«Электрическая пирамида»?

Чехословацкий радиоинженер Карел Дрбал после ряда опытов пришел к заключению, что существует связь между формой пространства внутри пирамиды и физическими, химическими и биологическими процессами, протекающими в этом пространстве.

Он выдвинул предположение, что форма пирамиды аккумулирует электромагнитные волны, космические лучи или какую-то неизвестную пока науке энергию.

У. Сименс, британский изобретатель, рассказывал, что однажды, стоя на вершине пирамиды Хуфу, проводник-араб заметил, что, как только он вытягивал руку с растопыренными пальцами, появлялся высокий звенящий звук.

Удивленный Сименс, подняв указательный палец, ощутил в нем легкое покалывание. Когда же он попытался отпить вина из захваченной с собой бутылки, то ощутил слабый удар тока. Тогда он смочил газету, обернул ею бутылку и превратил ее таким образом в лейденскую банку.

Стоило поднять ее над головой, и она тут же начинала заряжаться. Вскоре из бутылки посыпались электрические искры, и испуганный арабский проводник назвал ученого колдуном.

Другой, не на шутку перепугавшийся от такого волшебства проводник попытался схватить компаньона Сименса, но Сименс направил бутылку на него, и того ударило разрядом тока. То ли разряд был настолько силен, то ли произвели впечатление вылетевшие из бутылки молнии, но проводник свалился без чувств. Очнувшись, он вскочил и с криком бросился прочь.

По мнению радиотехника Л. Турена, пирамиды созданы так, что действуют наподобие резонатора, притягивающего энергию из космоса. Другие считают, что пирамида представляет собой нечто вроде гигантской линзы, которая как бы аккумулирует приходящую энергию и перенаправляет ее… Вот только куда? Не в подземные ли коридоры?

В конце XX века ряд ученых выдвинул теорию, что пирамиды представляют собой что-то вроде древней параболической антенны. Но только их конструкция значительно превосходит современные аналоги.

Непонятные для историков тоннели, тупики, комнаты, погребальные камеры и прочие ритуальные сооружения, согласно этой теории, являются в действительности сильно увеличенными в размерах волноводами, шлейфами, объемными резонаторами и т. п.

Принцип действия пирамидальной антенны абсолютно такой же, что и у параболической: сбор с большой площади падающей на нее энергии в одну точку, именуемую фокусом. Разница лишь в том, что фокус параболической антенны расположен перед ней, так как ее работа основана на эффекте отражения, а фокус пирамидальной – внутри нее, и ее работа основана на хорошо известном из оптики эффекте преломления.

Жрецы

Геродот утверждал, что египтяне были самыми набожными из людей. Они не только верили, что все на свете принадлежит богам и что боги – источник всеобщего процветания, но и в то, что фараоны могут повелевать природой, что им покорны земля и небо, день и ночь, горы и воды, пространство и время.

Понятно, что кто-то должен был эксплуатировать эту убежденность египтян, направляя ее в нужное русло и извлекая из этого максимум пользы для государства. Ну и для себя, понятно. Этим занимался еще один класс древнего государства – жрецы.

Каждый египетский храм был маленьким городом, за оградой которого жили чиновники, стражники, ремесленники и земледельцы. Они не были служителями храма, но полностью от него зависели. Жрецов, каждого из которых называли «чистый», или «божественный отец», или «раб бога», в каждом храме было не менее двенадцати, так как они сменяли друг друга днем и ночью, обеспечивая постоянное служение божеству.

При больших храмах были также жрецы, которые не служили, а занимались подготовкой празднеств и прочими подобными делами. Эти «рабы бога» были самыми влиятельными людьми в Египте. Даже своим внешним видом они всячески старались подчеркнуть, что отличаются от обычного человека: никогда не носили, как все, традиционное платье с рукавами, а ходили лишь в набедренных повязках с длинным передником, наголо брили голову и никогда не отращивали ни бороды, ни усов.

Интересно, что при множестве египетских богов даже жрецы не принадлежали своим богам нераздельно.

Они могли по желанию менять своего владыку и переходить в другой храм или в этом же самом храме начинали служить другому божеству.

В древнеегипетских богослужениях важную роль играли и женщины. У каждого храма был свой женский ансамбль: дамы не только пели, но также играли на систрумах и трещотках. Жили они в семьях, а в храме присутствовали лишь в определенные часы.

Но постоянно при храмах жили так называемые хенеретет. Это слово означает одновременно тюрьму и закрытую часть храма или дворца. Уже из названия понятно, что эти женщины если и покидали территорию святилищ, то весьма редко.

Их начальница называлась божественной женой или божественной рукой. Некоторые историки раньше полагали, что такие узницы святилища были священными куртизанками. На сегодня нет доказательств, что подобная практика в Египте существовала. Правда, из древних манускриптов известно, что некоторые хенеретет Амона отличались легкостью нравов и любили посещать злачные места, но это, скорее, была личная инициатива, нежели обязанность.

Как и должности чиновников, звание жреца передавалось по наследству. Известен случай, когда двух сыновей некоего жреца, схватив на улице, отправили в армию, но после недолгой переписки юноши были возвращены отцу.

С детства сыновья жрецов осваивали грамоту, нелегкую науку богослужения и весь корпус египетских мифов, а он был весьма объемист.

По окончании обучения следовал экзамен, и с того, кто признавался достойным войти в жреческую корпорацию, снимали мирские одежды, его омывали, брили наголо, умащали благовониями, и он вступал на новое поприще. Он становился посредником между людьми и богами.

 

Click Here to Leave a Comment Below 0 comments