Сироты Дюплесси, или Канадские концлагеря
После таких историй хочется спросить: как такое вообще могло произойти? Как такое могло случиться в одной из самых цивилизованных стран мира? Как такое могло иметь место уже после Второй Мировой войны? Ведь все знали о зверствах нацистов, почему же люди опять пошли практически по их шагам? И самое страшное, эти деяния касались наиболее беззащитных — детей, и шли они от церкви, которая вроде бы должна этих детей защищать.Тема этого поста болезненная. Если вы слишком впечатлительны, лучше не читайте…
⠀
Квебек был единственной провинцией в Канаде, где официальным языком считался французский, а жители почти поголовно были потомками французских переселенцев и католиками. Влияние церкви распространялось на все сферы жизни — не только на семейные ценности, но и на образование, медицину и политику. Так уж исторически сложилось.
В конце XIX века в квебекских школах почти половина учителей имела духовный сан. К середине XX века положение улучшилось, но не сильно. Большинство больниц и других медицинских учреждений находилось под патронатом церкви, а то и вовсе — ей принадлежало. Вся общественная и политическая жизнь Квебека шла с оглядкой на церковь. Неудивительно, что даже при либеральных правительствах Квебек сильно отставал от прочей территории Канады. А когда в 1936 году к власти пришёл Национальный союз — партия самых ярых консерваторов, в Квебеке более чем на 20 лет установилась совершенно отвратительная для нормальной жизни атмосфера.
⠀
Руководитель этой партии, Морис Дюплесси, опирался именно на церковь и церковные ценности. Он выдвинул лозунг «Небеса — голубые, ад — красный». Само собой, тут же началась охота на коммунистов и прочих левых, некатолические газеты и журналы были закрыты, профсоюзы и женское движение разгромлены, несчастные иеговисты преданы травле и судам как в самые настоящие времена инквизиции.
⠀
Квебек был единственной провинцией в Канаде, где официальным языком считался французский, а жители почти поголовно были потомками французских переселенцев и католиками. Влияние церкви распространялось на все сферы жизни — не только на семейные ценности, но и на образование, медицину и политику. Так уж исторически сложилось.
В конце XIX века в квебекских школах почти половина учителей имела духовный сан. К середине XX века положение улучшилось, но не сильно. Большинство больниц и других медицинских учреждений находилось под патронатом церкви, а то и вовсе — ей принадлежало. Вся общественная и политическая жизнь Квебека шла с оглядкой на церковь. Неудивительно, что даже при либеральных правительствах Квебек сильно отставал от прочей территории Канады. А когда в 1936 году к власти пришёл Национальный союз — партия самых ярых консерваторов, в Квебеке более чем на 20 лет установилась совершенно отвратительная для нормальной жизни атмосфера.
⠀
Руководитель этой партии, Морис Дюплесси, опирался именно на церковь и церковные ценности. Он выдвинул лозунг «Небеса — голубые, ад — красный». Само собой, тут же началась охота на коммунистов и прочих левых, некатолические газеты и журналы были закрыты, профсоюзы и женское движение разгромлены, несчастные иеговисты преданы травле и судам как в самые настоящие времена инквизиции.
В годы, когда Дюплесси стоял во главе правительства, признавался только церковный брак. Женщины были практически бесправны, а дети, рождённые вне церковного брака, могли быть отнятыми у матерей, поскольку рождение такого ребёнка приравнивалось к церковному греху. Считалось, что ребёнок уже обречён пойти по стопам своей «дурной» матери — то есть станет грешником. Поэтому церковь принимала все меры для спасения ребёнка — изымала от родившей его женщины и передавала либо на усыновление, либо в сиротский приют. Никакой социальной помощи от квебекского государства такие женщины, разумеется, не получали. У них был выбор: смерть или потеря ребёнка. Многие рыдали, но подписывали отказы от детей.
⠀
Забирали детей не только у матерей-одиночек, но и из семей, которые просто не были католическими — у англикан, православных, лютеран, иеговистов и прочих, не «истинно верующих», не говоря уже о тех, кто вообще был атеистом. Не венчались в католической церкви — отдайте дитя греха. И отстоять свои права родители не могли — ребёнка изымали по закону, действующему в Квебеке.
⠀
Так дети попадали в государственную систему. А поскольку школами, приютами и больницами распоряжалась церковь, то дети попадали в сугубо церковную систему. И для них начинался кромешный ад. Считается, что за 20 лет сквозь врата этого ада прошло более 300 тысяч переданных в приёмные семьи детей и ещё более 100 тысяч несчастных, попавших в сиротские приюты. В 1960-е годы, после смерти неугомонного премьера, их, чтобы отличить от других квебекских сирот, стали называть сиротами Дюплесси.
⠀
Итак, все приюты в Квебеке подчинялись церкви. И дети попадали в очень строгие учреждения монастырского типа. Выжившие сироты рассказывали потом о постоянном холоде, голоде, жестокой дисциплине с постоянными наказаниями, карцерами и обязательной мерой перевоспитания — регулярным битьём.
⠀
Забирали детей не только у матерей-одиночек, но и из семей, которые просто не были католическими — у англикан, православных, лютеран, иеговистов и прочих, не «истинно верующих», не говоря уже о тех, кто вообще был атеистом. Не венчались в католической церкви — отдайте дитя греха. И отстоять свои права родители не могли — ребёнка изымали по закону, действующему в Квебеке.
⠀
Так дети попадали в государственную систему. А поскольку школами, приютами и больницами распоряжалась церковь, то дети попадали в сугубо церковную систему. И для них начинался кромешный ад. Считается, что за 20 лет сквозь врата этого ада прошло более 300 тысяч переданных в приёмные семьи детей и ещё более 100 тысяч несчастных, попавших в сиротские приюты. В 1960-е годы, после смерти неугомонного премьера, их, чтобы отличить от других квебекских сирот, стали называть сиротами Дюплесси.
⠀
Итак, все приюты в Квебеке подчинялись церкви. И дети попадали в очень строгие учреждения монастырского типа. Выжившие сироты рассказывали потом о постоянном холоде, голоде, жестокой дисциплине с постоянными наказаниями, карцерами и обязательной мерой перевоспитания — регулярным битьём.
*
*
*
*
*⠀
Детей с самого раннего возраста заставляли подниматься на утреннюю молитву на рассвете, спали они на жёстких матрасах и в неотапливаемых помещениях, кормились на три десятка долларов в месяц. Даже если ребёнок был простужен, он должен был идти вместе со всеми на молитву.
Только высокая температура и начавшийся бред могли оставить ребёнка в постели.
⠀
При Дюплесси была провёрнута одна очень интересная схема раздела государственных средств. Размер субсидий, выделявшихся правительству Квебека, сильно разнился в зависимости от назначения учреждения: так, на содержание одного сироты в день полагался 1 доллар 25 центов, в то время, как на пациента лечебницы для душевнобольных — 2 доллара 75 центов. И росчерком пера Дюплесси перевёл все приюты в разряд учреждений для содержания душевнобольных.
⠀
Совершенно здоровым детям начали ставить психиатрические диагнозы. Конечно, у детей были проблемы в развитии — из-за недокорма, наказаний, отсутствии занятий, но они не были душевнобольными. Но именно такой диагноз им ставили. И вместе с диагнозами им следовало получать медицинское лечение.
⠀
Психиатрия Квебека в середине XX века была странной. Тогда передовым методом было рассечение лобной доли мозга. Считалось, что такая операция мгновенно превращает агрессивного или неуправляемого больного в послушного и внушаемого члена общества. Разумеется, приютские дети, выживающие в зверских условиях, были часто упрямыми и своевольными. И им всем полагалось пройти лечебные процедуры.
⠀
Начинались эти процедуры с ещё одного передового метода — электрошока, который применялся не реже одного раза в неделю и практически для всех несчастных. Если электрошок не «помогал», то переходили именно к лоботомии. Во многих случаях результаты были самые плачевные — ребёнок терял не только собственную индивидуальность, но порой и жизнь. Его интеллект мог опуститься до сфабрикованного диагноза «дебилизм», он мог получить паралич, а некоторые и вовсе умирали.
Впрочем, и электрошок давал негативные последствия. Недаром оба метода после бурного увлечения ими позднее были признаны недопустимыми. Но в 1940-1950-е годы они полным ходом использовались на детях Квебека.⠀
Кроме того, в целях, как рапортовали доктора, «улучшения их психического статуса» на детях испытывались разного рода психотропные лекарства.
⠀
При Дюплесси была провёрнута одна очень интересная схема раздела государственных средств. Размер субсидий, выделявшихся правительству Квебека, сильно разнился в зависимости от назначения учреждения: так, на содержание одного сироты в день полагался 1 доллар 25 центов, в то время, как на пациента лечебницы для душевнобольных — 2 доллара 75 центов. И росчерком пера Дюплесси перевёл все приюты в разряд учреждений для содержания душевнобольных.
⠀
Совершенно здоровым детям начали ставить психиатрические диагнозы. Конечно, у детей были проблемы в развитии — из-за недокорма, наказаний, отсутствии занятий, но они не были душевнобольными. Но именно такой диагноз им ставили. И вместе с диагнозами им следовало получать медицинское лечение.
⠀
Психиатрия Квебека в середине XX века была странной. Тогда передовым методом было рассечение лобной доли мозга. Считалось, что такая операция мгновенно превращает агрессивного или неуправляемого больного в послушного и внушаемого члена общества. Разумеется, приютские дети, выживающие в зверских условиях, были часто упрямыми и своевольными. И им всем полагалось пройти лечебные процедуры.
⠀
Начинались эти процедуры с ещё одного передового метода — электрошока, который применялся не реже одного раза в неделю и практически для всех несчастных. Если электрошок не «помогал», то переходили именно к лоботомии. Во многих случаях результаты были самые плачевные — ребёнок терял не только собственную индивидуальность, но порой и жизнь. Его интеллект мог опуститься до сфабрикованного диагноза «дебилизм», он мог получить паралич, а некоторые и вовсе умирали.
Впрочем, и электрошок давал негативные последствия. Недаром оба метода после бурного увлечения ими позднее были признаны недопустимыми. Но в 1940-1950-е годы они полным ходом использовались на детях Квебека.⠀
Кроме того, в целях, как рапортовали доктора, «улучшения их психического статуса» на детях испытывались разного рода психотропные лекарства.
Одна из воспитанниц такого «воспитательного лагеря», Кларина Дагвей, подробно рассказала о своей жизни после того, как за нее взялись государство и церковь. Ее забрали из семьи и определили в лечебницу святого Жюльена, расположенную за тысячу км от родного дома.
⠀
В лечебном заведении над детьми, ставшими с легкой руки Дюплесси пациентами, издевались монахини и медицинский персонал. Основными наказаниями за проступки и неповиновение было погружение головы провинившегося в ледяную воду и порка. Дагвей вспоминала, что ее приковывали к кровати, кормили объедками и заставляли спать на кровати с металлической сеткой без матраса.⠀
В качестве трудовой терапии дети постоянно скребли полы, а чтобы у них не было желания шалить или протестовать, их накачивали нейролептиками. Особым почетом в лечебнице пользовался препарат, подавляющий волю человека и превращающий его в равнодушный автомат. Это средство уже в середине ХХ столетия было запрещено в большинстве стран мира как опасное, но «сиротам Дюплесси» его давали без ограничений. Согласитесь, напоминает методы врачей из концлагерей Германии?
⠀
Когда мир заинтересовался тем, что происходило в квекбекских приютах, открылась ещё одна неприглядная деталь. Поскольку сироты были беззащитны и как душевнобольные не могли впоследствии выступить с обвинениями против своих мучителей, их использовали также в сексуальных целях.
⠀
Род Виньё, автор книги «Сироты Дюплесси» писал: «Один журналист из Торонто в рамках расследования скандала получил разрешение посетить такой приют. И первой была клиника Сен-Жан-де-Дьё. Он сделал сенсационные снимки скрытой камерой. На одном из них — обнаженная девушка, прикованная цепями в камере для пыток».
⠀
Если ребёнок умирал, он более не приносил выгоды, но за труп еще можно было кое-что получить. Тела погибших воспитанников продавали в анатомические театры и исследовательские институты.
⠀
Чуть позднее «сирот Дюплесси» начали отдавать на усыновление как в канадские семьи, так и в США. Это происходило на платной основе, причем цена колебалась от 40 до 25 000 долларов за ребенка.
⠀
В лечебном заведении над детьми, ставшими с легкой руки Дюплесси пациентами, издевались монахини и медицинский персонал. Основными наказаниями за проступки и неповиновение было погружение головы провинившегося в ледяную воду и порка. Дагвей вспоминала, что ее приковывали к кровати, кормили объедками и заставляли спать на кровати с металлической сеткой без матраса.⠀
В качестве трудовой терапии дети постоянно скребли полы, а чтобы у них не было желания шалить или протестовать, их накачивали нейролептиками. Особым почетом в лечебнице пользовался препарат, подавляющий волю человека и превращающий его в равнодушный автомат. Это средство уже в середине ХХ столетия было запрещено в большинстве стран мира как опасное, но «сиротам Дюплесси» его давали без ограничений. Согласитесь, напоминает методы врачей из концлагерей Германии?
⠀
Когда мир заинтересовался тем, что происходило в квекбекских приютах, открылась ещё одна неприглядная деталь. Поскольку сироты были беззащитны и как душевнобольные не могли впоследствии выступить с обвинениями против своих мучителей, их использовали также в сексуальных целях.
⠀
Род Виньё, автор книги «Сироты Дюплесси» писал: «Один журналист из Торонто в рамках расследования скандала получил разрешение посетить такой приют. И первой была клиника Сен-Жан-де-Дьё. Он сделал сенсационные снимки скрытой камерой. На одном из них — обнаженная девушка, прикованная цепями в камере для пыток».
⠀
Если ребёнок умирал, он более не приносил выгоды, но за труп еще можно было кое-что получить. Тела погибших воспитанников продавали в анатомические театры и исследовательские институты.
⠀
Чуть позднее «сирот Дюплесси» начали отдавать на усыновление как в канадские семьи, так и в США. Это происходило на платной основе, причем цена колебалась от 40 до 25 000 долларов за ребенка.
*
*
*
Стоит ли говорить, что приемных родителей никто не проверял, и часто малыши попадали в лапы к совершенно неадекватным личностям. Их судьба больше не интересовала правительство Дюплесси.
⠀
А в 18 лет сирот попросту выгоняли на улицу. Им полагалось самостоятельно устроиться в обычной жизни.⠀
Только сироты совсем не знали, что такое — эта обычая жизнь. Поэтому нередко они попадали в тюрьмы, гибли на улицах… Целое поколение детей погибло либо в застенках приютов Дюплесси, либо после выпуска из их стен.
⠀
Что касается финансовой стороны вопроса, то в 1999 году два аналитика, Лео-Пол Лазон и Мартин Порье, опубликовали результат своего расследования, в котором фигурирует цифра 70 миллионов долларов. Именно столько получили от правительства Канады в 1940-50-х годах власти провинции Квебек, во главе с Дюплесси, а также католическая церковь.
⠀
Последствия «воспитания» выжившие в приютах и клиниках «сироты Дюплесси» ощущали всю жизнь. Они не получали не только образования, но и каких-либо нужных в жизни навыков. В их медицинских картах стоял психиатрический диагноз, который лишал надежды на получение хорошей работы или на обучение.
⠀
Искалеченные дети со временем создали комитет «Сирот Дюплесси», который требовал расследовать преступления Мориса Дюплесси, умершего в 1959 году. Но в современном Квебеке этой темы боятся, как огня. И стараются стереть отвратительную для имиджа Квебека страницу истории.
⠀
Она получила огласку в 1989 году, когда журналистка «Радио-Канады» Жаннет Бертран пригласила нескольких выживших сирот принять участие в её программе. С тех самых пор уцелевшие и живущие сегодня 3000 человек, объединившись в комитет взаимопомощи, добиваются справедливости.
⠀
Первое время провинциальное правительство Квебека вообще отказывалось признавать сам факт существования подобных экспериментов. Но в конце 1990-х, когда события полувековой давности рассекретили, правительство Канады пообещало выплатить пострадавшим по 15 тысяч долларов в качестве компенсации. Предложение это было с негодованием отвергнуто из-за смехотворности суммы.
⠀
А в 18 лет сирот попросту выгоняли на улицу. Им полагалось самостоятельно устроиться в обычной жизни.⠀
Только сироты совсем не знали, что такое — эта обычая жизнь. Поэтому нередко они попадали в тюрьмы, гибли на улицах… Целое поколение детей погибло либо в застенках приютов Дюплесси, либо после выпуска из их стен.
⠀
Что касается финансовой стороны вопроса, то в 1999 году два аналитика, Лео-Пол Лазон и Мартин Порье, опубликовали результат своего расследования, в котором фигурирует цифра 70 миллионов долларов. Именно столько получили от правительства Канады в 1940-50-х годах власти провинции Квебек, во главе с Дюплесси, а также католическая церковь.
⠀
Последствия «воспитания» выжившие в приютах и клиниках «сироты Дюплесси» ощущали всю жизнь. Они не получали не только образования, но и каких-либо нужных в жизни навыков. В их медицинских картах стоял психиатрический диагноз, который лишал надежды на получение хорошей работы или на обучение.
⠀
Искалеченные дети со временем создали комитет «Сирот Дюплесси», который требовал расследовать преступления Мориса Дюплесси, умершего в 1959 году. Но в современном Квебеке этой темы боятся, как огня. И стараются стереть отвратительную для имиджа Квебека страницу истории.
⠀
Она получила огласку в 1989 году, когда журналистка «Радио-Канады» Жаннет Бертран пригласила нескольких выживших сирот принять участие в её программе. С тех самых пор уцелевшие и живущие сегодня 3000 человек, объединившись в комитет взаимопомощи, добиваются справедливости.
⠀
Первое время провинциальное правительство Квебека вообще отказывалось признавать сам факт существования подобных экспериментов. Но в конце 1990-х, когда события полувековой давности рассекретили, правительство Канады пообещало выплатить пострадавшим по 15 тысяч долларов в качестве компенсации. Предложение это было с негодованием отвергнуто из-за смехотворности суммы.
В 2001 году был предложен новый план компенсаций, который предусматривал выплату 10 тысяч долларов и дополнительно по 1 тысяче за каждый год в лечебницах. В этом случае сумма также была слишком мизерной, а кроме этого, ее не могли получить те, кто находился в приютах и подвергался насилию, но не имел психиатрического диагноза. Кроме того, правительство Квебека не стало возбуждать уголовное дело по факту абьюза. Представители католической церкви публично заявили, что не несут никакой ответственности за произошедшее, и отказались принести извинения пострадавшим.
Одна из монахинь, давших комментарий журналистам, сестра Жизель Фотье, отметила, что обвинения сильно «раздуты» и вся ситуация должна рассматриваться «в контексте».
⠀
Недаром было упоминание . Ответите «да» на вопрос: «были ли вы сиротой Дюплесси?» – и вам откажут во въезде в Канаду навсегда.⠀
Одна из монахинь, давших комментарий журналистам, сестра Жизель Фотье, отметила, что обвинения сильно «раздуты» и вся ситуация должна рассматриваться «в контексте».
⠀
Недаром было упоминание . Ответите «да» на вопрос: «были ли вы сиротой Дюплесси?» – и вам откажут во въезде в Канаду навсегда.⠀
⠀
Между тем свидетельства преступлений до сих пор скрыты в разных уголках Квебека. Самой страшной была находка, сделанная в 1999 году на свиноферме, возле которой когда-то располагалась лечебница. Там под землей обнаружили ящики с останками примерно 2 000 детей, погибших в результате «воспитательной программы».
В 2004 году организация бывших «сирот Дюплесси» обратилась к властям Квебека с требованием провести раскопки на одном из заброшенных кладбищ, недалеко от Монреаля. Там, по их мнению, может находиться еще одна масштабная братская могила с телами погибших детей...
Вот такая ужасная страница истории, вычеркнуть которую, к сожалению, невозможно. 💔
Источник: Блог «history_in_photo»
*