• Home

Выставка гравюр Пиранези: избранное из экспозиции

«Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века» Часть I

С 20 сентября по 13 ноября (год?) в ГМИИ проходила выставка «Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века».
В экспозицию вошли более 100 офортов мастера, гравюры и рисунки его предшественников и последователей, слепки, монеты и медали, книги, а также пробковые модели из коллекции Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств, графические листы из Фонда Чини (Венеция), Научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, Музея истории московской архитектурной школы при МАРХИ, Российского государственного архива литературы и искусства, Международного архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова. Впервые вниманию российского зрителя будут предложены гравировальные доски Пиранези, предоставленные Центральным институтом графики (Римская Калькография). В общей сложности на выставке экспонировались около 400 произведений. Выставка охватывает гораздо более широкий круг проблем и выходит далеко за границы творчества самого художника. «До» – это предшественники Пиранези, а также его непосредственные учителя; «После» – художники и архитекторы конца XVIII–XIX столетий, вплоть до XXI века.
(текст и фото взяты у автора vittasim ЖЖ)

*****

Пиранези был не только неутомимым гравером-исследователем, но и предприимчивым человеком, удачно использовавшим свой талант и знания в коммерческих целях. Со второй половины 1760-х годов он принимал участие в раскопках и начал воссоздавать памятники античного искусства, продавая их наряду с гравюрами.

DSCN7790.JPG

Папа Климент XIII и другие члены семьи Реццонико оказывали покровительство Пиранези, поощряя его творческие замыслы. Кроме грандиозного, так и не реализованного проекта 1760 года по перестройке алтаря и западной части базилики Сан Джованни ин Латерано, в 1764-1766гг Пиранези реконструировал церковь Мальтийского Ордена Санта Мария дель Пиорато на Аветинском холме в Риме, а также спроектировал ряд интерьеров в резиденции папы в Кастель Гандольфо и его поемянников – кардинала Джованни Баттиста Реццонико и сенатора Рима Аббондио Реццонико.

DSCN7648.JPG
Джованни Баттиста Пиранези Портрет папы Климента XIII. Фронтиспис к серии «О величии и архитектуре римлян…» 1761 Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

DSCN7650 1.jpg
Джованни Баттиста Пиранези «Урны, надгробия и вазы на вилле Корсини.» . Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

На гравюре изображены погребальные урны, стелы, надгробия, найденные в садах виллы Корсини за Порта Сан Панкрацио в Риме (р-н Трастевере) Существует мнение, что Пиранези использовал мотив чередования погребальных урн и стел при проектировании ограды церкви Мальтийского Ордена Санта Мария дель Пиорато. Эта церковь – единственное здание, построенное Пиранези.

DSCN7652.JPG 1.jpg
Джованни Баттиста Пиранези Внутренний вид гробницы Луция Аррунция. Лист из серии «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Одной из главных тем в искусстве Пиранези является тема величия древнеримской архитектуры. Во многом это величие было достигнуто благодаря инженерно-техническим навыкам. На гравюре изображен сохранившийся мощеный участок древней Апиевой дороги, Царицы дорог, как называли ее римляне.

DSCN7662 1.jpg
Джованни Баттиста Пиранези Титульный лист к тому II «Римские древности» 1756г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

В сочинении «Римские древности» Пиранези проявил повышенный интерес к погребальным сооружениям. В исследовании гробниц, содержащих многочисленные произведения искусства, художник видел путь к возрождению величия Рима и его культуры. До Пиранези к изучению и документирования древнеримских гробниц обращались Пьетро Санти Бартоли, Пьер Леон Гецци и другие. Их сочинения оказали значительное влияние на художника, но Пиранези идет дальше простой фиксации внешнего и внутреннего вида гробниц. Его композиции полны динамики и драматизма.

DSCN7663 1.jpg
Джованни Баттиста Пиранези «Гробница, находящаяся в винограднике по дороге в Тиволи». Лист из серии «Римские древности» 1756г

*****

 

DSCN7705 1.jpg
Джованни Баттиста Пиранези «Примеры римских ионических капителий в сравнении с греческими, праведенными у Ле Руа» листы к серии «О величии и архитектуре римлян» 1761 Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. ПушкинаЭтот лист является наглядным ответом Пиранези на сочинение Ж.Д. Ле Руа «Руины самых прекрасных памятников Греции» 1758г. Пиранези, используя рисунки Ле Руа, изображает в центре своей композиции детали греческих архитектурных памятников. Он сопоставляет капители здания Эрехтейона на Афинском Акрополе с несколькими разными видами римских ионических капителей. Цель подобного сопоставления – подчеркнуть богатство и разнообразие римского архитектурного декора по сравнению с греческим.DSCN7707 1.jpg
Джованни Баттиста Пиранези «Часть выдуманной архитектурной композиции с ионическим ордером и куполом» листы к серии «Суждения об архитектуре» 1767г Офорт, резец, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Пиранези воспроизводит богатый декор, украшающий базы колонн из 2х знаменитый раннехристианских римских построек. Вверху представлена база колонны из базилики Сан Паоло фуори ле Мура, построенной в IV в на месте захоронения апостола Павла. На нижнем изображении представлена база колонны из Латеранского баптистерия, где, по преданию, крестился император Константин.

DSCN7711 1.jpg
Джованни Баттиста Пиранези «Различные соотношения и соответствия в греческой архитектуре, взятые из древних памятников » листы к серии «О величии и архитектуре римлян» 1767г

*****
Пиранези был не только неутомимым гравером-исследователем, но и предприимчивым человеком, удачно использовавшим свой талант и знания в коммерческих целях. Со второй половины 1760-х годов он расширил деятельность мастерской в Палаццо Томати и помимо выпуска гравюр активно занимался реставрацией и продажей памятников античного прикладного искусства.

DSCH7733 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Большая ваза, найденная в пантанелло, на вилле Адриана в Тиволи в 1770г (Уорвикская ваза» из серии «Античные вазы, канделябры…» 1778

DSCN7744 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Бронзовый треножник по рис. Винченцо Бренны» из серии «Античные вазы, канделябры…» 1778

DSCN7750 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Сцена вакханалии, украшающая мраморную вазу» из серии «Античные вазы, канделябры…» 1778

DSCN7765.JPG
Джованни Батистта Пиранези «Античный мраморный алтарь, бронзовый светильник и ваза» из серии «Античные вазы, канделябры…» 1778
*****
DSCN7786 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Камин для лорда Эксетера» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769
DSCN7792 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Камин в египетском стиле с фигурами музыкантов, играющих на арфе» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769

DSCN7803.JPG
Джованни Батистта Пиранези «Кареты и предметы мебели» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина
На гравюре представлен проект карет, столиков –консолей, декоративных панелей. Художник использовал в их убранстве изящные растительные мотивы, гротески, вдохновленные живописью Помпей и Геркуланума. Во второй половине 1760- — начале 1770х гг Пиранези выступал в роли консультанта для знатной заказчицы маркизы Маргериты Боккападули (1735-1820), и мог участвовать в создании карет с египетскими и этрусскими мотивами, на которых маркиза промчалась по Корсо в последний вечер карнавала. Это легкое, шутливое настроение праздника передано в изящных проектах Пиранези. Одну из подобных карет Пиранези изобразил на гравюре с видом площади и собора Св. Петра из серии «Виды Рима».

DSCN7804 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Камин с двумя фигурами львов-моноподов» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина
Изображен камин, боковые панели которого украшены фигурами львов-моноподов (консоли с львиными головами и лапами). Этот мотив был заимствован из римского прикладного искусства, был использован архитекторами в конце XVIII в (например, в творчестве Ч. Камерона) и получил широкое распространение в эпоху стиля ампир.

DSCN7812 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Стол и другие предметы мебели для кардинала Дж.Б. Реццонико» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина

DSCN7815 1.jpg
Джованни Батистта Пиранези «Раковины из коллекции Никколо Гвалтьери» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Офорт, резец ГМИИ им. А.С.Пушкина

Источник: vittasim.livejournal.com
Click Here to Leave a Comment Below 0 comments