Подлог Туринской Плащаницы
Автор: Наталья Трубиновская — исследователь, редактор «Хронотона».
источник: chronoton.ru
Саван Христа
В Библии есть упоминания о пеленах с благовониями, в которые бережно уложили тело Иисуса, сняв его с креста. После чудесного воскрешения Христа в его могиле остались эти пелена — полотно из льняной ткани. По преданиям, Плащаница какое-то время хранилась у святого апостола Петра, а затем передавалась от ученика к ученику.
Первые «официальные» упоминания о Плащанице относятся к концу VI столетия. В 570 году неизвестный паломник писал: «Возле реки Иордан в пещере Завета видел пелену, которой была покрыта голова положенного во гроб Иисуса Христа».
Через сто лет другой паломник утверждал, что в одной из церквей Иерусалима видел полотно, «в которое было завернуто тело Христа, когда его полагали в гроб».
Затем она оказывается в Константинополе — император Алексей Комнин в письме к Роберту Фландрскому упоминает, что «среди наидрагоценнейших реликвий Спасителя у меня находятся Похоронные Полотна, найденные в Гробу после Воскресения». В XIII веке во время походов крестоносцев в Византию Плащаница исчезла…
Культ поклонения Плащанице со временем вошел в церковные ритуалы всех христианских конфессий. За два дня до Пасхи, в страстную пятницу, в церквях проводится богослужение, во время которого «погребают» умершего Иисуса Христа и выставляют его Плащаницу для поклонения. В православной церкви в каждом действующем храме имеется льняное полотно на котором изображение лежащего во гробе Христа.
Эти полотна являются всего лишь символическими отображениями настоящих погребальных пелен Иисуса, а между тем, в истории церкви появлялись и «подлинные» Плащаницы.
Как это не кажется сейчас странным, но факт наличия сразу нескольких «настоящих» плащаниц в различных храмах не вызывал у верующих особого удивления.
К XV столетию было известно несколько сотен «подлинных» плащаниц Иисуса Христа. За несколько бурных веков большинство из них исчезло в огне войн и пожарищ, и до наших дней сохранилось около трех десятков пелен Христа.
Самой известной из них является Туринская Плащаница — вокруг нее всегда кипели страсти и разворачивались интриги…
Потомок тамплиеров
Первое упоминание об этой Плащанице относится к 1353 году. Французский граф де Шарни заявил, что в его замке в Лирее находится величайшая реликвия — полотно, в котором хоронили Христа.
Граф предъявил пораженным зрителям полотно желтовато-белого цвета, на котором отображалось обнаженное тело в двух проекциях — спереди и со спины.
Также на ткани имелись пятна крови, соответствующие ранам Христа, которые, согласно Библии, были нанесены ему при распятии — уколы тернового венца, раны от гвоздей в запястьях и нижних частях голеней и от копья в правом боку.
Доподлинно неизвестно, как именно оказалась Плащаница у графа. По легендам, она досталась ему по наследству от крестоносцев, вывезших полотно из Константинополя. Достоверность этим преданиям придает тот факт, что граф являлся потомком тамплиера Жоффруа де Шарне, взошедшего в 1314 году на костер вместе с главой ордена Жаком де Моле — а все знали, сколько тайн хранили тамплиеры…
Тайна Плащаницы ушла в могилу вместе де Шарни, который погиб в 1356 году, и никто уже не мог сказать точно о происхождении загадочного полотна. Тем не менее, легенда о вывезенной тамплиерами Плащанице казалась правдивой, и сомнений в ее подлинности почти ни у кого не было.
Когда в 1357 году Плащаница была выставлена в маленькой местной церкви, тысячи паломников пришли поклониться святыне. Но священнослужители почти сразу же выдвинули версию о подложности этого полотна.
Местный епископ Пьер д’Арси обратился в 1389 году к папе Клименту VII с просьбой запретить публичные показы Плащаницы, так как она является подложной.
Он писал в своем письме (сохранившемся до сих пор) о подлоге, совершенном семейством де Шарни: «Ложно и обманчиво используемая со страстью жадности, а не благочестия, только с целью увеличения дохода своего храма, ловко окрашенная ткань, на который умной ловкостью рук было нарисовано двойное изображение одного человека, то есть задняя часть и фронт. Они тайно изготовили и лживо объявили, что это будто бы Саван, в который наш Спаситель Иисус Христос был окутан в могиле».
Кроме того, епископ сообщал папе, что некий безымянный художник на исповеди со слезами на глазах признался ему в том, что это он нарисовал святыню, после чего получил прощение грехов.
Папа Климент VII 6 января 1390 года вынес официальный вердикт: Плащаницу разрешалось демонстрировать, но только с указанием на то, что она является лишь изображением полотна, в которое завернули Христа. Приверженцы религии тем временем полностью поверили в достоверность Плащаницы и истово поклонялись ей.
Плащаница претерпела множество приключений, чудом была спасена от пожара в 1532 году, переходила из рук в руки, пока, наконец, в 1578 году не попала в Турин, в собор Иоанна Крестителя.
Чудесный негатив
Споры о подлинности Плащаницы не утихали — находились ревнители и поборники той и другой точек зрения. XX век с новыми открытиями и чудесами науки и техники стал поворотным в исследованиях Плащаницы.
В 1898 году во время очередной демонстрации реликвии был сделан ее первый фотографический снимок. Как это ни странно, но тогда было совершено открытие, которое убедило верующих в подлинности Плащаницы…
Изображение на полотне к тому времени стало уже нечетким и размытым, но в процессе съемки выявился удивительный факт.
К изумлению фотографа, проявлявшего стеклянную пластинку, расплывчатые пятна на ткани получились на негативе гораздо более четкими и позволили выявить множество неразличимых простым глазом деталей.
Этот факт вызвал потрясение как в мире верующих, так и среди атеистов, и споры вокруг Плащаницы вспыхнули с новой силой. Ученые начали доказывать, что изображение было сделано художником, и выдвигали предположения о способах этого творения: рисунок, отпечаток с деревянной гравюры, обтягивание ткани вокруг горячей статуи, отпечаток с раскрашенного глиняного пресса.
Даже появилась версия, что Плащаница была отреставрирована в XV веке самим Леонардо да Винчи. Владельцы Плащаницы попросили да Винчи поработать над потускневшим от времени изображением на полотне, что он с успехом сделал.
Некоторое утверждают, что вообще Туринская Плащаница — дело рук самого да Винчи, использовавшего старинное полотно, на котором он тщательно изобразил самого себя в образе Христа…
Споры не утихали, а наука тем временем шла вперед. Наиболее серьезные результаты по изучению Туринской Плащаницы были получены уже в конце XX века.
В 1978 году Плащаницу в очередной раз представляли широкой публике. Когда толпы верующих схлынули, за дело взялись представители науки.
8 октября 1978 года реликвию перенесли в Зал приемов Королевского Дворца, где ею занялись члены специально созданной группы STURP (Shroud of Turin Research Project — Проект по исследованию Туринской Плащаницы).
В течение 5 суток 50 человек изучали полотно: просвечивали его инфракрасными и рентгеновскими лучами, делали соскобы с ткани. На исследование возраста Плащаницы самым достоверным — радиоуглеродным методом церковь тогда согласия не дала.
Выводы были сделаны противоречивые, тем более, что уровень техники не позволил провести по-настоящему эффективный эксперимент. Большинство исследователей пришли к мнению, что Плащаница подлинная, но нашлись и несогласные с их точкой зрения.
Но когда небольшие образцы реликвии были высланы в Чикаго Уолтеру Маккроуну, крупному специалисту по подделкам произведений искусства, то он обнаружил, что на ткани находятся следы искусственного пурпура и красноватой железистой охры — краски, применявшейся только с XIII века.
Кроме того, ученый написал в своем заключении: «Изображение на Плащанице имеет следы мазков кисти художника, в частности — на изображениях пятен крови».
В доказательство версии «рукотворного» происхождения Плащаницы приводятся и другие факты: если человека завернуть в покрывало, то оно будет прикасаться к нему со всех сторон. Если полотно снять, то отпечаток будет выглядеть искаженным. Но на Плащанице этого эффекта нет — изображение выглядит так, как если бы тело являлось плоским и жестким. Даже волосы на полотне не спадают вниз, как это происходит у лежащего человека, а обрамляют лицо, как на картинах…
Плащаница — подлог!
В 1988 году церковь, наконец, разрешила провести самый качественный и достоверный радиоуглеродный анализ.
Независимо друг от друга его производили три лаборатории, находящиеся в Оксфорде (Англия), штате Аризона (США) и Цюрихе (Швейцария).
Какие именно материалы им предстоит исследовать, ученым не сообщали. Из Плащаницы был вырезан кусок, который разделили на три части.
- Лаборатория в Аризоне начала исследование 6 мая и закончила его 8 июня. Заключение было следующим: ткань изготовлена в 1350 году.
- Также 8 июня и закончила свое исследование лаборатория в Цюрихе. Заключение: ткань изготовлена в промежутке 1290-1360 годов.
- Оксфордская лаборатория начала свои исследования 27 июля 1988 года и завершила 8 августа. Заключение: ткань изготовлена в 1350 году.
13 октября 1988 года на пресс конференции в Турине кардинал Баллестеро, архиепископ Турина, официально заявил, что Плащаница является подлогом. На следующий день на пресс-конференции в Лондоне исследователи Оксфордской лаборатории сообщили: обобщенные исследования всех трех лабораторий свидетельствуют, что Плащаница была изготовлена из хлопка, которые выращен в промежутке между 1290 и 1360 годами.
Эти известия вызвали эффект разорвавшейся бомбы в кругах верующих, но папа Иоанн Павел II заявил, что католическая церковь никогда официально не признавала Туринскую Плащаницу в качестве подлинных погребальных пелен Иисуса Христа, а считала ее только священной реликвией, нарисованным на полотне изображением…
Естественно, что Плащаница в любом случае является уникальным предметом — историческая ценность ее огромна: она пережила глухие и мрачные времена средневековья, сохранилась, несмотря на войны, пожары и бедствия…
Через несколько веков, если Плащаница останется в целости, то ценность ее возрастет еще в несколько раз — про нее будут говорить, что она пережила и жестокие кризисы XX-XXI веков…