• Home

Шедевры. Сливочники, в жанре тромплёй, радующие глаз сокровища

На протяжении нескольких столетий фантазия художников не знала границ в жанре тромплёй (фр. trompel’œil – обман зрения). Их главной целью было так или иначе удивить зрителя.

Преуспели в этом и мастера фарфоровых производств. В Европе идея создания сервизов-«натюрмортов» с иррациональной усложненностью форм восходит к 1760-м гг., когда на Королевской Берлинской мануфактуре был создан первый подобный сервиз по проекту художника Ф. Э. Майера.

К наиболее значимым проектам, исполненным на петербургском предприятии в 1850–1860- х гг., относится чайный сервиз-«натюрморт» на две персоны. Вероятно, он был выполнен для императрицы Марии Александровны.



01. Сливочник-груша с крышкой
Россия, 1850-е-1860-е гг.
Императорский фарфоровый завод
Чайный сервиз «натюрморт» на две персоны
фарфор лепка, роспись надглазурная полихромная
11,5 х 12,8 х 8 см (сливочник) см; 2,2х4,2 см(крышка)


02. Проект кофейника с носиком в виде головы лошади, и фигурной ручкой и сливочника с ручкой в виде крылатой женской фигуры 1806 г.
Автор: Гаттенбергер, Жан-Франсуа-Ксавье?-ок. 1820
бумага карандаш, акварель, тушь
44 х 61 см; 31 х 48,5 см


03. Сливочник с изображением жанровой сцены
Россия, 1820-1832 гг.
Фарфоровый завод Ф.С. Батенина, Санкт-Петербург (?)
фарфор роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка
11,4 х 10,1 х 7 см


04. Сливочник «под серебро»
Россия, Санкт-Петербургская губ., Шлиссельбургский уезд, с. Морье, вторая четверть XIX в.
Фаянсовый завод С. Я. Поскочина
фаянс серебрение, цировка
6,6 х 91 х 7,4 см

В керамике XIX в., помимо тематических и орнаментальных росписей, использовались техники, придающие произведениям иллюзию драгоценной фактуры. Одной из таких техник является серебрение – нанесение соответствующего покрытия на поверхность предметов, чаще всего чайно-кофейных. Декоративность таких покрытий, как правило, подчеркивал насыщенный пластический декор: рельефные изображения и скульптурные ручки. Однако обман материала раскрывается мгновенно, когда такие блестящие предметы оказываются в руках – хотя бы потому, что вес керамики значительно легче настоящего серебра.



05. Сливочник с композицией «Сон Татьяны»
Россия, 1914 — 1915 гг.
Сервиз Tête-à-Tête с росписью на тему романа в стихах «Евгений Онегин»
Императорские фарфоровый и стеклянный заводы
Автор формы: Оль, Андрей Андреевич. 1883-1958
Автор эскиза: Шарлемань, Иосиф Адольфович. 1880-1957
Исполнитель росписи: Кирсанов, Николай Андреевич. 1858-1918
фарфор роспись надглазурная монохромная, позолота
14,6 х 10,4 х 7,5 см

06. Сливочник
Россия, Москва, 1910-е гг.
Шестая Московская ювелирная артель
серебро литье, скань, зернение, золочение, эмаль
8,3 х 13,5 х 7,5 см


07. Сливочник
Франция, 1768 г.
Севрская фарфоровая мануфактура
Автор росписи: Мико, Жак-Франсуа, отец, ок. 1735-1811
Автор росписи: Ксрове, Филипп, отец, работал 1750-1775
мягкий фарфор
выс. 12 см


08. Сливочник
Германия, Бавария, 1900-1904 гг.
Фарфоровый завод «Ph. Rosenthal & Co.»
фарфор роспись полихромная, роспись золотом
высота: 9,5 см; диаметр основания: 5,0 см


09. Сливочник
Франция, 1778-1779 гг.
Севрская фарфоровая мануфактура
мягкий фарфор роспись надглазурная полихромная, позолота
высота: 16,0 см; длина: 15,2 см


10. Сливочник
Россия, 1848 г.
серебро литье, чеканка, позолота
16 х 10,3 х 12,5 см


11. Сливочник
Россия, Санкт-Петербург, 1904 г.
Ординарный сервиз («Сервиз с большими орлами»)
Императорский фарфоровый завод
фарфор печать монохромная, роспись надглазурная полихромная, золочение, цировка
10,7 х 14,0 х 8,0 см


12. Сливочник
Австрия, Вена, 1785-1786 гг.
Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
фарфор крытье кобальтом подглазурное , роспись надглазурная полихромная, позолота
высота: 4,7 см; длина: 10,5 см; ширина: 5,5 см


13. Сливочник с поддоном (?) с рельефным декором
Россия, Первая половина XIX в.
Императорский фарфоровый завод
фарфор роспись надглазурная полихромная, позолота
11,5 х 9 х 5,8 см (а); 2,9 х 16,2 х 13,2 см (б)


14. Сливочник
Россия, Санкт-Петербург, 1827-1855 гг.
Императорский фарфоровый завод
фарфор крытье надглазурное монохромное, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка
11,4 х 13,0 х 10,2 см


15. Сливочник
Россия, Москва, 1853 г.
Фирма И. П. Сазикова
серебро штамповка, золочение
4,3 х 11,3 х 7,8 см


16. Сливочник
Англия, Начало XIX в.
чёрная базальтовая масса
длина: 9 см; ширина: 7,2 см


17. Сливочник с крышкой
Австрия, Около 1800 г.
Императорская фарфоровая мануфактура, Вена
фарфор цветное крытье, роспись надглазурная полихромная, позолота по мастике
13,4 х 13,1 х 8,7 см (а); 2,7 х 5,5 см (б)


18. Сливочник
Россия, Санкт-Петербург, 1844 г.
Императорский фарфоровый завод
фарфор роспись надглазурная полихромная
14,2 х 12,7 х 8,2 см


19. Сливочник
Россия, Москва, 1899-1908 гг.
Фабрика А. Т. Иванова
серебро штамповка, гравировка, золочение
7 х 12 х 7,5 см


20. Сливочник с крышкой из «Сервиза с кофейником»
Франция, XIX в.
Севрская фарфоровая мануфактура
фарфор роспись полихромная, позолота
высота: 15,2 см (с крышкой)


21. Сливочник
Россия, конец XIX века
бесцветное стекло
выдувание, резьба, шлифовка, полировка, литье
высота: 10,9; d-15,1 см


22. Сливочник
Великобритания, Лондон, 1880-1881 гг.
Фирма «Garrards»
Мастер: Гаррард, Роберт II. 1793-1881
серебро литье, золочение
10,7 х 6,5 см


23. Сливочник
Япония, Конец XIX — начало XX вв.
керамическая масса, глазурь
рельеф, надглазурная полихромная роспись, золочение
выс. 10,5 см


24. Сливочник
Япония, 1890-е гг.
керамическая масса, глазурь
надглазурная полихромная роспись, золочение
выс. 9,1 см


25. Сливочник
Великобритания, Лондон, 1878-1883 гг.
Фирма «C.F. Hancock & Co.»
Мастер: Хэнкок, Чарльз Фредерик, упоминается в 1849
серебро, дерево литье, гравировка
Высота 6,5 см


26. Сливочник
Великобритания, Лондон, 1802-1803 гг.
Мастер: Робинс, Джон?-1831
серебро литье, чеканка
12,5 х 14 см
Происходит из собрания Юсупова


27. Сливочник
Англия, Конец XIX в.
Часть сервиза тет-а-тет из каменной массы с темно-коричневой поливой с геометрическим орнаментом
каменная масса, эмаль полива, люстр
высота: 5,4 см


28. Сливочник
Германия, 1773 г.
Фарфоровая мануфактура «Франкенталь»
фарфор роспись полихромная
высота: 7,5 см; диаметр тулова: 6 см


29. Сливочник
Англия, Веджвуд, Конец XIX в.
яшмовая масса
высота 12 см; диаметр 8,6 см


30. Сливочник
Россия, Санкт-Петербург, 1796 — 1801 гг.
Императорский фарфоровый завод
фарфор крытье подглазурное кобальтом, позолота, цировка
13,1 х 9,3 х 7,1 см

Сервизы периода правления императора Павла I не отличаются пышностью и торжественностью, как екатерининские. Ансамбли этого времени были рассчитаны на узкий круг приближенных лиц. Тогда же в моду вошли небольшие изысканные сервизы дежене (франц. dé-jeuner – завтрак). Предметы сервиза тет-а-тет (франц. tête-à-tête, т. е. на две персоны) с подглазурным кобальтовым крытьем украшены монограммой САТ под графской короной. Сочетание белых резервов и обильной позолоты орнаментальных росписей подчеркивает насыщенность темно-синего цвета и придает этому небольшому ансамблю особую парадность. Использование кобальта становится излюбленным декоративным приемом в изделиях Императорского фарфорового завода павловского времени.



31. Сливочник с крышкой
Германия, XVIII в.
фарфор роспись полихромная, позолота
Высота (с крышкой): 14,3 см; сливочник: высота (с ручкой): 12 см; диаметр основания: 4,5 см; крышка: диаметр: 3,4 см; высота: 3,5 см
Происходит из собрания А. Л. Штиглица

Click Here to Leave a Comment Below 0 comments