• Home

Сироты Дюплесси, или Канадские концлагеря

⁣⁣
После таких историй хочется спросить: как такое вообще могло произойти? Как такое могло случиться в одной из самых цивилизованных стран мира? Как такое могло иметь место уже после Второй Мировой войны? Ведь все знали о зверствах нацистов, почему же люди опять пошли практически по их шагам? И самое страшное, эти деяния касались наиболее беззащитных — детей, и шли они от церкви, которая вроде бы должна этих детей защищать.⁣Тема этого поста болезненная. Если вы слишком впечатлительны, лучше не читайте…
⁣⁣⠀
Квебек был единственной провинцией в Канаде, где официальным языком считался французский, а жители почти поголовно были потомками французских переселенцев и католиками. Влияние церкви распространялось на все сферы жизни — не только на семейные ценности, но и на образование, медицину и политику. Так уж исторически сложилось.⁣⁣
В конце XIX века в квебекских школах почти половина учителей имела духовный сан. К середине XX века положение улучшилось, но не сильно. Большинство больниц и других медицинских учреждений находилось под патронатом церкви, а то и вовсе — ей принадлежало. Вся общественная и политическая жизнь Квебека шла с оглядкой на церковь. Неудивительно, что даже при либеральных правительствах Квебек сильно отставал от прочей территории Канады. А когда в 1936 году к власти пришёл Национальный союз — партия самых ярых консерваторов, в Квебеке более чем на 20 лет установилась совершенно отвратительная для нормальной жизни атмосфера.
⁣⁣⠀
Руководитель этой партии, Морис Дюплесси, опирался именно на церковь и церковные ценности. Он выдвинул лозунг «Небеса — голубые, ад — красный». Само собой, тут же началась охота на коммунистов и прочих левых, некатолические газеты и журналы были закрыты, профсоюзы и женское движение разгромлены, несчастные иеговисты преданы травле и судам как в самые настоящие времена инквизиции.
В годы, когда Дюплесси стоял во главе правительства, признавался только церковный брак. Женщины были практически бесправны, а дети, рождённые вне церковного брака, могли быть отнятыми у матерей, поскольку рождение такого ребёнка приравнивалось к церковному греху. Считалось, что ребёнок уже обречён пойти по стопам своей «дурной» матери — то есть станет грешником. Поэтому церковь принимала все меры для спасения ребёнка — изымала от родившей его женщины и передавала либо на усыновление, либо в сиротский приют. Никакой социальной помощи от квебекского государства такие женщины, разумеется, не получали. У них был выбор: смерть или потеря ребёнка. Многие рыдали, но подписывали отказы от детей.
⁣⁣⠀
Забирали детей не только у матерей-одиночек, но и из семей, которые просто не были католическими — у англикан, православных, лютеран, иеговистов и прочих, не «истинно верующих», не говоря уже о тех, кто вообще был атеистом. Не венчались в католической церкви — отдайте дитя греха. И отстоять свои права родители не могли — ребёнка изымали по закону, действующему в Квебеке.⁣⁣
⁣⁣⠀
Так дети попадали в государственную систему. А поскольку школами, приютами и больницами распоряжалась церковь, то дети попадали в сугубо церковную систему. И для них начинался кромешный ад. Считается, что за 20 лет сквозь врата этого ада прошло более 300 тысяч переданных в приёмные семьи детей и ещё более 100 тысяч несчастных, попавших в сиротские приюты. В 1960-е годы, после смерти неугомонного премьера, их, чтобы отличить от других квебекских сирот, стали называть сиротами Дюплесси.⁣⁣
⁣⁣⠀
Итак, все приюты в Квебеке подчинялись церкви. И дети попадали в очень строгие учреждения монастырского типа. Выжившие сироты рассказывали потом о постоянном холоде, голоде, жестокой дисциплине с постоянными наказаниями, карцерами и обязательной мерой перевоспитания — регулярным битьём.⁣

*

*

*

*

*⁣⁣⠀

Детей с самого раннего возраста заставляли подниматься на утреннюю молитву на рассвете, спали они на жёстких матрасах и в неотапливаемых помещениях, кормились на три десятка долларов в месяц. ⁣⁣Даже если ребёнок был простужен, он должен был идти вместе со всеми на молитву.

Только высокая температура и начавшийся бред могли оставить ребёнка в постели.⁣⁣
⁣⁣⠀
При Дюплесси была провёрнута одна очень интересная схема раздела государственных средств. Размер субсидий, выделявшихся правительству Квебека, сильно разнился в зависимости от назначения учреждения: так, на содержание одного сироты в день полагался 1 доллар 25 центов, в то время, как на пациента лечебницы для душевнобольных — 2 доллара 75 центов. И росчерком пера Дюплесси перевёл все приюты в разряд учреждений для содержания душевнобольных.⁣⁣
⁣⁣⠀
Совершенно здоровым детям начали ставить психиатрические диагнозы. Конечно, у детей были проблемы в развитии — из-за недокорма, наказаний, отсутствии занятий, но они не были душевнобольными. Но именно такой диагноз им ставили. И вместе с диагнозами им следовало получать медицинское лечение.⁣⁣
⁣⁣⠀
Психиатрия Квебека в середине XX века была странной. Тогда передовым методом было рассечение лобной доли мозга. Считалось, что такая операция мгновенно превращает агрессивного или неуправляемого больного в послушного и внушаемого члена общества. Разумеется, приютские дети, выживающие в зверских условиях, были часто упрямыми и своевольными. И им всем полагалось пройти лечебные процедуры.⁣⁣
⁣⁣⠀
Начинались эти процедуры с ещё одного передового метода — электрошока, который применялся не реже одного раза в неделю и практически для всех несчастных. Если электрошок не «помогал», то переходили именно к лоботомии. Во многих случаях результаты были самые плачевные — ребёнок терял не только собственную индивидуальность, но порой и жизнь.⁣⁣ Его интеллект мог опуститься до сфабрикованного диагноза «дебилизм», он мог получить паралич, а некоторые и вовсе умирали.
Впрочем, и электрошок давал негативные последствия. Недаром оба метода после бурного увлечения ими позднее были признаны недопустимыми.⁣⁣ Но в 1940-1950-е годы они полным ходом использовались на детях Квебека.⁣⁣⠀
Кроме того, в целях, как рапортовали доктора, «улучшения их психического статуса» на детях испытывались разного рода психотропные лекарства.
Одна из воспитанниц такого «воспитательного лагеря», Кларина Дагвей, подробно рассказала о своей жизни после того, как за нее взялись государство и церковь. Ее забрали из семьи и определили в лечебницу святого Жюльена, расположенную за тысячу км от родного дома.⁣
⁣⁣⠀
В лечебном заведении над детьми, ставшими с легкой руки Дюплесси пациентами, издевались монахини и медицинский персонал. Основными наказаниями за проступки и неповиновение было погружение головы провинившегося в ледяную воду и порка. Дагвей вспоминала, что ее приковывали к кровати, кормили объедками и заставляли спать на кровати с металлической сеткой без матраса.⁣⁣⠀
В качестве трудовой терапии дети постоянно скребли полы, а чтобы у них не было желания шалить или протестовать, их накачивали нейролептиками. Особым почетом в лечебнице пользовался препарат, подавляющий волю человека и превращающий его в равнодушный автомат. Это средство уже в середине ХХ столетия было запрещено в большинстве стран мира как опасное, но «сиротам Дюплесси» его давали без ограничений. Согласитесь, напоминает методы врачей из концлагерей Германии?⁣⁣
⁣⁣⠀
Когда мир заинтересовался тем, что происходило в квекбекских приютах, открылась ещё одна неприглядная деталь. ⁣⁣Поскольку сироты были беззащитны и как душевнобольные не могли впоследствии выступить с обвинениями против своих мучителей, их использовали также в сексуальных целях.
⁣⁣⠀
Род Виньё, автор книги «Сироты Дюплесси» писал:⁣⁣ «Один журналист из Торонто в рамках расследования скандала получил разрешение посетить такой приют. И первой была клиника Сен-Жан-де-Дьё. Он сделал сенсационные снимки скрытой камерой. На одном из них — обнаженная девушка, прикованная цепями в камере для пыток».⁣⁣
⁣⁣⠀
Если ребёнок умирал, он более не приносил выгоды, но за труп еще можно было кое-что получить. Тела погибших воспитанников продавали в анатомические театры и исследовательские институты.
⁣⁣⠀
Чуть позднее «сирот Дюплесси» начали отдавать на усыновление как в канадские семьи, так и в США. Это происходило на платной основе, причем цена колебалась от 40 до 25 000 долларов за ребенка.

*

*

*

Стоит ли говорить, что приемных родителей никто не проверял, и часто малыши попадали в лапы к совершенно неадекватным личностям. Их судьба больше не интересовала правительство Дюплесси.⁣⁣
⁣⁣⠀
А в 18 лет сирот попросту выгоняли на улицу. Им полагалось самостоятельно устроиться в обычной жизни.⁣⁣⠀
Только сироты совсем не знали, что такое — эта обычая жизнь. Поэтому нередко они попадали в тюрьмы, гибли на улицах… Целое поколение детей погибло либо в застенках приютов Дюплесси, либо после выпуска из их стен.⁣⁣
⁣⁣⠀
Что касается финансовой стороны вопроса, то в 1999 году два аналитика, Лео-Пол Лазон и Мартин Порье, опубликовали результат своего расследования, в котором фигурирует цифра 70 миллионов долларов. ⁣⁣Именно столько получили от правительства Канады в 1940-50-х годах власти провинции Квебек, во главе с Дюплесси, а также католическая церковь.⁣⁣
⁣⁣⠀
Последствия «воспитания» выжившие в приютах и клиниках «сироты Дюплесси» ощущали всю жизнь. Они не получали не только образования, но и каких-либо нужных в жизни навыков. В их медицинских картах стоял психиатрический диагноз, который лишал надежды на получение хорошей работы или на обучение.⁣⁣
⁣⁣⠀
Искалеченные дети со временем создали комитет «Сирот Дюплесси», который требовал расследовать преступления Мориса Дюплесси, умершего в 1959 году. Но в современном Квебеке этой темы боятся, как огня.⁣⁣ И стараются стереть отвратительную для имиджа Квебека страницу истории.⁣⁣
⁣⁣⠀
Она получила огласку в 1989 году, когда журналистка «Радио-Канады» Жаннет Бертран пригласила нескольких выживших сирот принять участие в её программе. С тех самых пор уцелевшие и живущие сегодня 3000 человек, объединившись в комитет взаимопомощи, добиваются справедливости.⁣⁣
⁣⁣⠀
Первое время провинциальное правительство Квебека вообще отказывалось признавать сам факт существования подобных экспериментов.⁣⁣ Но в конце 1990-х, когда события полувековой давности рассекретили, правительство Канады пообещало выплатить пострадавшим по 15 тысяч долларов в качестве компенсации. Предложение это было с негодованием отвергнуто из-за смехотворности суммы.⁣⁣
В 2001 году был предложен новый план компенсаций, который предусматривал выплату 10 тысяч долларов и дополнительно по 1 тысяче за каждый год в лечебницах.⁣⁣ В этом случае сумма также была слишком мизерной, а кроме этого, ее не могли получить те, кто находился в приютах и подвергался насилию, но не имел психиатрического диагноза. ⁣⁣Кроме того, правительство Квебека не стало возбуждать уголовное дело по факту абьюза. Представители католической церкви публично заявили, что не несут никакой ответственности за произошедшее, и отказались принести извинения пострадавшим.⁣⁣
Одна из монахинь, давших комментарий журналистам, сестра Жизель Фотье, отметила, что обвинения сильно «раздуты» и вся ситуация должна рассматриваться «в контексте».
⁣⁣⠀
Недаром было упоминание . Ответите «да» на вопрос: «были ли вы сиротой Дюплесси?» – и вам откажут во въезде в Канаду навсегда.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀
Между тем свидетельства преступлений до сих пор скрыты в разных уголках Квебека. Самой страшной была находка, сделанная в 1999 году на свиноферме, возле которой когда-то располагалась лечебница. Там под землей обнаружили ящики с останками примерно 2 000 детей, погибших в результате «воспитательной программы».⁣⁣
В 2004 году организация бывших «сирот Дюплесси» обратилась к властям Квебека с требованием провести раскопки на одном из заброшенных кладбищ, недалеко от Монреаля. Там, по их мнению, может находиться еще одна масштабная братская могила с телами погибших детей.⁣..
Вот такая ужасная страница истории, вычеркнуть которую, к сожалению, невозможно. 💔
Источник: Блог «history_in_photo»
*
Click Here to Leave a Comment Below 0 comments