• Home

Славянские сказки, ч 2: «Наследие предков. О древних славянских сказках»

Фольклор, в том числе устное народное творчество – это огромный культурный пласт, характерный для определенных этапов развития многих цивилизаций. Сегодня в «научной среде» принято считать, что древние славянские сказки, включая былинный эпос, как раз входят в категорию устного фольклора. О том, как все обстоит на самом деле, в какой исторический промежуток исконное знание было утеряно, как и почему именно в устной форме оно было восстановлено значительно позже, мы поговорим в другой раз. Цель настоящего материала заключается в том, чтобы определить сущность и назначение древних славянских сказок.

Славянские былины и сказки, а точнее – сказы, ведь именно так их именовали наши Предки, имеют вовсе не мифологические корни, как принято считать. Да, сказки рассказывались детям. Да, их слог был максимально прост и поэтичен. Да, чаще всего древние славянские сказки описывают какие-то события или явления в игровой, откровенно юмористической форме.

Однако разве подача материала определяется его содержанием? Отнюдь, не содержанием, а аудиторией, которой материал предназначен. Именно поэтому славянские сказки имеют конструктивно простую форму, ведь они ориентированы на детей.

А вот что касается их содержания, повторюсь, вовсе не мифологического или фантастического, то здесь необходимо более детальное разъяснение.

Для примера возьмем одну из самых знаменитых и самых древних славянских сказок. Сказ о репке. Мало кто знает, что современный вариант этого произведения является неполным, откровенно «урезанным». То есть нам с вами в детстве, вероятно, рассказывали о том, как репку тянул сначала один дед, потом к нему присоединилась бабка, затем внучка, а потом жучка, кошка и мышка.

На самом деле существует масса интерпретаций этого сказа, но ни один из современных вариантов не соответствует исконному, в котором за бабкой шел отец, затем мать, а уже потом дочка (внучка). Отец и мать из сказки исчезли примерно в XI-XIII веках, когда христианство начало уже в полную силу «подминать» под себя исконную культуру древних славян.

Отец в этой сказки был олицетворением опоры, а мать – символом любви. У христиан опорой всегда была церковь, а любовь воплощал Христос, поэтому логично, что отца и мать христианские миссионеры сочли «лишними элементами».

Но важнее другое. Важнее то, что сегодня почти никто не понимает, что древняя славянская сказка о репке – это наглядная демонстрация преемственности поколений, своеобразная лекция о взаимодействии родичей, родовых пластов. Ведь дед (Родан) явное олицетворение мудрости, мощи рода, тогда как бабка – это очевидный образ хозяйства.

Отец, как уже было сказано, олицетворяет опору и защиту, а мать – любовь. Дочка (внучка) – это настоящее и будущее рода, потомство. Жучка, то есть собака, является символом достатка, а кошка – древний образ семейного лада.

При этом мышка – символ благосостояния (потому как мышка может жить только в том доме, где есть какие-то продовольственные запасы, особенно если проецировать ситуацию в деревенскую среду).

А вот репка – это достояние Рода, и в тоже время образ, соединяющий в себе два мира – земной (плод) и небесный (росток, который тянется вверх).

То есть посредством простых до банальности образов славяне объясняли своим детям, кто какое место занимает в роду, у кого какие обязанности и жизненные задачи. При этом в сказе фигурируют девять элементов (репка, дед, бабка, отец, мать, дочка, жучка, кошка, мышка), а девятка в нумерологии славян – совершенное число, абсолютная гармония и завершенность (в противоположность классической, пифагорейской нумерологии).

Другой яркий пример – сказ о колобке. И опять же, в детстве нас с вами познакомили с неполным, «обрезанным» вариантом этой древней славянской сказки. В оригинале колобок на своем пути встречает шестнадцать животных, и не трудно догадаться, что каждое из них олицетворяет Чертог, то есть определенный сегмент звездного неба, входящий в Сварожий Круг, составляющий на небесной оси триста шестьдесят градусов.

Если говорить проще, то речь идет о «славянском зодиаке», который включал в себя не двенадцать, а шестнадцать знаков (Чертогов). И, конечно, колобок завершал свой путь не в Чертоге Лисы (которая в христианском варианте сказки «съела» колобка), а в Чертоге Вепря, так как у наших Предков годичный цикл движения Ярилы-Солнца по небосводу завершался на этом созвездии.

То есть, описывая «фантастическое» путешествие колобка, родители образно рассказывали своему ребенку об окружающем мире, а точнее – о физическом устройстве Вселенной. Ведь речь идет о наглядной звездной карте, зная которую человек не потеряется ни на Мидгард-Земле, ни за ее пределами.

Разумеется, образы бабки и деда, «слепивших» (а в оригинале – сварганивших) колобка, — это образы Сварога (небесного отца) и Макоши (небесной матери).

Есть немало древних славянских сказок, которые детализировано знакомили детей с другими астрономическими явлениями. К примеру, знаменитый сказ о Садко. Все мы помним эпизод, описывающий встречу Садко с Морским Царем и его дочерьми. Садко видит восемь (а не двенадцать, как принято считать) незамужних дочерей Морского Царя и эта цифра «всплывает» в сказе неспроста.

Морского Царя наши Предки называли Нием, в тоже время именем Ния была наречена земля (планета), которая сейчас носит название Нептун. Догадываетесь, о чем идет речь? О спутниках Нептуна, ведь Нептуна-Ния, ведь у него их как раз восемь, как и дочерей в сказке. Открытые с 2002 по 2013 год «камушки» в количестве шести единиц, которые также вроде бы вращаются вокруг этой планеты, на самом деле не являются ее спутниками.

Как минимум, наши Предки так не считали, либо на тот момент спутников действительно было восемь, хотя удельная масса каждого из шести спутников, которые открыты крайними, не идет ни в какое сравнение с теми восьмью, которые известны науке достаточно давно (это можно без труда уточнить в любой астрологической энциклопедии, изданной в 2013 году и позднее).

Конечно, об истинном значении и об исконных вариантах древних славянских былин и сказок можно спорить очень долго, тем более, что с относительно недавнего времени все это позиционируется как устный фольклор, то есть произведения, априори не имеющие точного содержания.

Однако если попытаться самостоятельно рассмотреть даже самые известные славянские сказки в ключе, который задает настоящая статья, можно придти к весьма любопытным выводам. И в последующих материалах мы обязательно вернемся к этому вопросу.

P.S. Также существует версия о том, что каждый из первых восьми «зверей», встреченных колобком, «отъедал» от него по кусочку, тогда как последующие восемь «зверей» так или иначе помогали ему восстановить прежний вид. С учетом этой версии в образе колобка не трудно увидеть теперь уже единственный спутник Мидгард-Земли и точное описание так называемого «лунного месяца».

Источник текста: ВК, блог «Наследие предков»

*

Василиса, Иван Царевич, Сивка — Бурка и царь Горох: неожиданные факты. Сборник

.

.